УМК по дошкольному образованию
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Подготовка к чтению и письму

В последние несколько лет прослеживается тенденция к тому, чтобы научить детей читать и писать как можно раньше в дошкольном возрасте.

Однако взрослым необходимо помнить, что чтение и письмо принадлежат к числу сложных психофизиологических процессов и осуществляются при взаимодействии ряда специфических функций и механизмов. Среди этих функций и механизмов решающую роль играют: зрительные, речедвигательные, речеслуховые, смысловые, механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительная память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации, комплекс лингвистических умении. Их своевременному развитию в период дошкольного детства следует придавать особое значение.

Учитывая особенности процесса чтения, содержание работы в пособиях направлено на развитие определённых компетенции дошкольников и решение следующих задач:

  • развитие артикуляционного аппарата (работа с чистоговорками и скороговорками; проведение артикуляционной гимнастики, направленной на развитие и укрепление мышц губ, языка, челюстей, рта);
  • развитие фонематического слуха (выделение звуков в звучащем слове, определение их последовательности, характеристика звуков: гласный, согласный, твёрдый, мягкий);
  • работа со звуковыми и слоговыми моделями слова (выделение ударного слога, деление слов на слоги, хоровое и индивидуальное произнесение слогов и слов; работа с рифмами);
  • знакомство со зрительным образом букв русского алфавита, запоминание букв (печатныи шрифт);
  • обогащение и активизация словаря и, что особенно важно, работа над пониманием смысла слова.

Упражнения, направленные на формирование первоначальных навыков письма в пособиях, можно сгруппировать следующим образом:

  • упражнения на развитие тонкокоординированных движении рук;
  • упражнения на развитие графических движении и зрительно-моторных координации;
  • упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия;
  • упражнения на укрепление и развитие кисти руки.

Пособия для 4-5 лет | Пособия для 5-6 лет | Пособия для 6-7 лет

О. И. Бадулина. Подготовка к чтению и письму детей среднего дошкольного возраста. 4–5 лет. Тетрадь в 3 ч.

Пособия предназначены для занятий по развитию речи и подготовке к обучению грамоте с детьми 4–5 лет и представляют интерес для педагогов детских образовательных организаций, родителей, гувернёров.

В тетрадях представлено по 22 занятия. Задания и упражнения направлены на развитие познавательных процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения.

Вместе с тем ставится важная задача речевого развития дошкольников. В процессе знакомства с буквами русского алфавита доступные и занимательные упражнения способствуют совершенствованию таких видов речевой деятельности, как говорение и слушание, а также развивают ряд специфических функций и механизмов, участвующих в процессах чтения и письма.

Методические рекомендации

О. И. Бадулина. Подготовка к чтению и письму детей среднего дошкольного возраста. 5–6 лет. Тетрадь в 3 ч.

О. И. Бадулина. Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста. 6-7 лет. Тетрадь в 3 ч.

Тетради по подготовке детей к чтению и письму предназначены для формирования таких умений, как умения слушать и слышать, правильно говорить, воспринимать инструкцию и действовать в соответствии с поставленной задачей, планировать и контролировать свою деятельность, делать элементарные графические записи.

В тетрадях представлено по 20 занятий. В каждое занятие включены упражнения, способствующие формированию фонетического слуха, развитию мелкой моторики руки, подготавливающие ребёнка к овладению навыками чтения и письма. Упражнения во всех трёх тетрадях выстроены с учётом следующих принципов: доступности, занимательности, комплексности и наглядности.

Задания тетради № 1 направлены на работу со звучащим словом, на развитие речи и подготовку руки к письму.

Упражнения тетради № 2 знакомят дошкольников с буквами, обозначающими гласные звуки, шестью буквами, обозначающими согласные звуки, и помогают запомнить их. Особое внимание уделяется заданиям, которые при чтении первых же слогов позволяют открыть ребёнку позиционный принцип чтения – ориентацию на букву гласного, следующего за буквой согласного. Важными являются упражнения, направленные на формирование графического навыка.

Упражнения, данные в тетради № 3, знакомят дошкольников с остальными буквами русского алфавита и помогают запомнить их. Содержание заданий является логическим продолжением тетради № 2: освоение чтения слога, дифференциация звуков, начертание печатных букв и их конструирование.

Методические рекомендации

РЕЧЕВЫЕ ДИАЛОГИ

Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Важно учить ребёнка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращённую к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учётом ситуации общения.

Умение общаться со сверстниками диалогически – весьма важная сторона социального и личностного развития ребёнка, источник развития его речи, становления коммуникативной компетенции, важная сфера самодеятельной активности, саморазвития.

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи, касающиеся формирования диалогической речи, её выразительности, а также интеллектуального, коммуникативного, художественно-эстетического воспитания дошкольников.

Театрализованные игры можно разделить на две группы: драматизации и режиссёрские. Игры-драматизации – это ролевые диалоги на основе текста. В режиссёрской игре действующими лицами являются игрушки, а ребёнок управляет ими, как сценарист и режиссёр. Озвучивая героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров: настольный, плоскостной и объёмный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и др.

Особенности формирования диалогической речи у дошкольников

В рамках комплекта по обучению диалогической речи выпускаются пособия для детей 5–6 и 6–7 лет. Они содержат картинки-персонажи для театрализации диалогов и направлены на формирование

диалогической речи, её выразительности, а также интеллектуальное,

коммуникативное, художественно-эстетическое развитие детей.

Пособие для 5–6 лет

Пособие предназначено для занятий по развитию диалогической речи детей 5–6 лет и представляет интерес для педагогов детских образовательных организаций, родителей, гувернёров.

В пособии представлено 27 диалогов, предназначенных для настольного театра картинок. Персонажи-картинки (заготовки пальчиковых кукол) ребёнок вырезает с помощью взрослого из Приложения. Каждая заготовка включает в себя отверстия для пальцев. Для наглядности необходимые для театрализации диалога персонажи также представлены на страницах пособия.

     

     

Пособие для 6–7 лет

Пособие предназначено для занятий по развитию диалогической речи детей 6–7 лет и представляет интерес для педагогов детских образовательных организаций, родителей, гувернёров. В пособии представлено 23 диалога, предназначенных для настольного театра картинок. Персонажи-картинки (заготовки пальчиковых кукол) ребёнок вырезает с помощью взрослого из Приложения. Каждая заготовка включает в себя отверстия для пальцев. Для наглядности необходимые для театрализации диалога персонажи также представлены на страницах пособия.