УМК по дошкольному образованию
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
статистика

Технология 5-8

Автор:

  • Конышева Наталья Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования, лауреат Премии Правительства РФ в области образования.

Учебники технологии для 5–8 классов разработаны на основе авторской программы.  Содержание учебного материала, входящего в программу курса, соответствует требованиям ФГОС к уровню подготовки учащихся основной школы, создаёт дидактические условия для качественной предметной подготовки всех учащихся, а также для достижения личностных и метапредметных результатов образования (познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий) на основе усвоения предметного содержания.

Общая характеристика

Принципиальной особенностью данного комплекта является его практико-ориентированная направленность при общей ориентации на углубление общеобразовательной подготовки, повышение уровня общей, в том числе технологической, культуры обучающихся и формирование личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

Реализации общеобразовательной и культурологической ориентации предлагаемого учебного курса способствуют:

  1. отбор и структурирование содержания учебного материала;
  2. применение новых учебно-методических технологий, в том числе:
    • отказ от справочно-энциклопедического изложения программного материала и преимущественная опора на деятельностно-личностные технологии обучения;
    • диалоговый подход и использование альтернативных аргументов в обсуждении проблемных вопросов;
    • интеграция с другими учебными предметами (учет знаний и умений, получаемых в рамках курсов физики, биологии, обществознания, информатики, привлечение произведений литературы, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры в процессе обсуждения и анализа изучаемого материала);
    • включение проектных работ в целостную систему учебно-творческих заданий.

Содержание учебников соответствует направлению Примерной основной образовательной программы по технологии и отражает проблематику предусмотренных в ней блоков: 1) современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития; 2) формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся; 3) построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения.

В структуре учебного комплекта содержание этих блоков распределено по разделам и темам с учетом общей содержательной логики курса таким образом, чтобы теоретический материал не был изолирован от продуктивной практики. Обучающиеся осваивают ключевые идеи, понятия, факты, относящиеся к образовательной области в соответствии с требованиями ФГОС; содержательные акценты сделаны на общечеловеческом, культурном, экологическом смысле техносферы - что отвечает современному социальному заказу применительно к учебному курсу «Технология». Причем, школьники не обременяются формальным изучением специальных вопросов по теории технологии и не нацеливаются на их заучивание. Весь предлагаемый по данной проблематике материал осваивается по существу, в непосредственной связи с практическим решением задач, касающихся оценки и проектирования целесообразных технологий, создания предметов материального мира. Тем самым для подростков обеспечивается возможность овладения методами научного познания доступных им современных технологий и их  практического использования в преобразовательной деятельности. Такой подход позволяет формировать реальную систему необходимых компетентностей – знаний о смысле и гуманитарном значении техносферы, о правилах создания гармоничной среды обитания – и при этом избежать недочетов вербального изучения материала, а также перегрузки учащихся.

Учебный материал систематизирован с учётом последовательности в овладении и использовании как практических умений и технологий, так и теоретических знаний. Учебники построены по блочно-тематическому принципу. Структура каждого учебника и распределение материала по разделам и темам в основном отражают последовательность его изучения в течение учебного года и всего курса, что создает наиболее благоприятные условия для учителя и обучающихся в работе с учебником. Каждый раздел включает в себя основные теоретические сведения и практические работы.

С целью максимального сохранения уникальной дидактической специфики предмета «Технология» (как «единственного школьного учебного курса, отражающего в своем содержании общие принципы преобразующей деятельности человека») в предметно-практической части в значительной степени сохранено его традиционное содержательное наполнение; радикальная ломка была бы в настоящий момент нецелесообразна - ввиду не разработанности вопроса кадрового обеспечения и продолжающейся модернизации учебных программ. При этом не исключается возможность более свободного выбора и замены практических технологий, переструктурирования материала в соответствии с ресурсным и кадровым обеспечением, планами и потребностями конкретного учебного учреждения – при сохранении общей культурологической концепции курса.

Отбор конкретного учебного материала и характер их представления в учебниках осуществлены с учетом актуальных социально-педагогических условий, а также запросов, потребностей и возрастных особенностей обучающихся. В нём учтены и предусмотрены:

  • значение и перспективы изучаемых технологий в современной цивилизации; отражение в них современных научно-технических, эстетических, экологических, культурно-исторических взглядов и подходов;
  • доступность предлагаемого содержания и технологий для освоения школьниками; опора на жизненный опыт обучающихся с целью обеспечения интереса  к учебной деятельности, личной успешности, поддержания и развития учебной мотивации;
  • возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды творческой преобразовательной деятельности, имеющей для них личностный смысл и практическую значимость;
  • возможность выбора объектов деятельности с учетом конкретных условий, индивидуальных склонностей и общественных или групповых потребностей; соотнесенность предлагаемых заданий с практикой реальной жизни;
  • возможность реализации общеобразовательной и практической направленности обучения, предусмотренной ФГОС;
  • возможность развития обучающихся (в духовно-нравственном, интеллектуально-познавательном, творческом и психофизиологическом планах).

Содержание учебных заданий в учебниках представлено на базовом уровне, но для учащихся с более высоким уровнем подготовки и общего развития предлагаются также задания повышенного уровня, которые выполняются строго по желанию и отмечены в учебнике специальным значком. В целом в учебниках реализован вариативный и разноуровневый подход к обучению, который заложен в специально подобранных вариантах заданий, различающихся по:

  • уровню интеллектуальной или технологической сложности,
  • трудоемкости,
  • интересам,
  • ресурсному обеспечению,
  • количеству исполнителей.

Предусмотренные в учебниках творческие и проектные работы отражают основную проблематику содержания учебного предмета на определенной ступени, предполагают творческую переработку и систематизацию полученных знаний и умений. Все творческие и проектные задания разработаны на основе психологической теории творчества и развития мышления и органично включены в общую систему освоения учебного курса.

Методический аппарат учебного комплекта разработан на основе методов развивающего обучения и современных практико- и личностноориентированных педагогических технологий. В целом в основу овладения необходимыми технологическими процессами положены методы проектно-исследовательской деятельности. В подавляющем большинстве случаев учебник не диктует готовых решений, а учит размышлять, сравнивать, сопоставлять информацию, задумываться над ней и делать выводы, искать и находить правильное решение. Такой подход предпринят в рамках всех разделов и тем с целью повышения уровня сознательности и творческой самостоятельности обучающихся. Упражнения и учебно-практические работы по строго заданным инструкциям предлагается в тех случаях, когда это наиболее целесообразно; в основном это касается ситуаций, когда необходима прямая трансляция конкретных знаний или обучение конкретным способам работы, а поиск собственного решения не имеет смысла.

Методический аппарат каждого учебника программирует организацию процесса обучения, задает направление работы на уроке – что в значительной мере облегчает учителю подготовку к уроку и его проведение. Методическое оснащение обеспечивает все этапы урока; оно включает:

  • вопросы для обсуждения при постановке проблемы;
  • варианты альтернативных ответов и суждений по заданным вопросам – как опору для организации творческого эвристического обсуждения;
  • инструкции по выполнению работы;
  • задания для анализа информации;
  • вопросы и задания для самопроверки;
  • творческие задания.

Презентации

Мир технологий: прошлое-настоящее-будущее (тексты)

Мир технологий: прошлое-настоящее-будущее (презентация)

Дом начинается с хозяина (текст)

Дом начинается с хозяина (презентация)

Внешность (текст)

Внешность – визитная карточка человека (презентация)