Автор:
- Конышева Наталья Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования, лауреат Премии Правительства РФ в области образования.
Учебники технологии для 5–8 классов разработаны на основе авторской программы. Содержание учебного материала, входящего в программу курса, соответствует требованиям ФГОС к уровню подготовки учащихся основной школы, создаёт дидактические условия для качественной предметной подготовки всех учащихся, а также для достижения личностных и метапредметных результатов образования (познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий) на основе усвоения предметного содержания.
Общая характеристика
Принципиальной особенностью данного комплекта является его практико-ориентированная направленность при общей ориентации на углубление общеобразовательной подготовки, повышение уровня общей, в том числе технологической, культуры обучающихся и формирование личностных, метапредметных и предметных результатов образования.
Реализации общеобразовательной и культурологической ориентации предлагаемого учебного курса способствуют:
- отбор и структурирование содержания учебного материала;
- применение новых учебно-методических технологий, в том числе:
- отказ от справочно-энциклопедического изложения программного материала и преимущественная опора на деятельностно-личностные технологии обучения;
- диалоговый подход и использование альтернативных аргументов в обсуждении проблемных вопросов;
- интеграция с другими учебными предметами (учет знаний и умений, получаемых в рамках курсов физики, биологии, обществознания, информатики, привлечение произведений литературы, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры в процессе обсуждения и анализа изучаемого материала);
- включение проектных работ в целостную систему учебно-творческих заданий.
Содержание учебников соответствует направлению Примерной основной образовательной программы по технологии и отражает проблематику предусмотренных в ней блоков: 1) современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития; 2) формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся; 3) построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения.
В структуре учебного комплекта содержание этих блоков распределено по разделам и темам с учетом общей содержательной логики курса таким образом, чтобы теоретический материал не был изолирован от продуктивной практики. Обучающиеся осваивают ключевые идеи, понятия, факты, относящиеся к образовательной области в соответствии с требованиями ФГОС; содержательные акценты сделаны на общечеловеческом, культурном, экологическом смысле техносферы - что отвечает современному социальному заказу применительно к учебному курсу «Технология». Причем, школьники не обременяются формальным изучением специальных вопросов по теории технологии и не нацеливаются на их заучивание. Весь предлагаемый по данной проблематике материал осваивается по существу, в непосредственной связи с практическим решением задач, касающихся оценки и проектирования целесообразных технологий, создания предметов материального мира. Тем самым для подростков обеспечивается возможность овладения методами научного познания доступных им современных технологий и их практического использования в преобразовательной деятельности. Такой подход позволяет формировать реальную систему необходимых компетентностей – знаний о смысле и гуманитарном значении техносферы, о правилах создания гармоничной среды обитания – и при этом избежать недочетов вербального изучения материала, а также перегрузки учащихся.
Учебный материал систематизирован с учётом последовательности в овладении и использовании как практических умений и технологий, так и теоретических знаний. Учебники построены по блочно-тематическому принципу. Структура каждого учебника и распределение материала по разделам и темам в основном отражают последовательность его изучения в течение учебного года и всего курса, что создает наиболее благоприятные условия для учителя и обучающихся в работе с учебником. Каждый раздел включает в себя основные теоретические сведения и практические работы.
С целью максимального сохранения уникальной дидактической специфики предмета «Технология» (как «единственного школьного учебного курса, отражающего в своем содержании общие принципы преобразующей деятельности человека») в предметно-практической части в значительной степени сохранено его традиционное содержательное наполнение; радикальная ломка была бы в настоящий момент нецелесообразна - ввиду не разработанности вопроса кадрового обеспечения и продолжающейся модернизации учебных программ. При этом не исключается возможность более свободного выбора и замены практических технологий, переструктурирования материала в соответствии с ресурсным и кадровым обеспечением, планами и потребностями конкретного учебного учреждения – при сохранении общей культурологической концепции курса.
Отбор конкретного учебного материала и характер их представления в учебниках осуществлены с учетом актуальных социально-педагогических условий, а также запросов, потребностей и возрастных особенностей обучающихся. В нём учтены и предусмотрены:
- значение и перспективы изучаемых технологий в современной цивилизации; отражение в них современных научно-технических, эстетических, экологических, культурно-исторических взглядов и подходов;
- доступность предлагаемого содержания и технологий для освоения школьниками; опора на жизненный опыт обучающихся с целью обеспечения интереса к учебной деятельности, личной успешности, поддержания и развития учебной мотивации;
- возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды творческой преобразовательной деятельности, имеющей для них личностный смысл и практическую значимость;
- возможность выбора объектов деятельности с учетом конкретных условий, индивидуальных склонностей и общественных или групповых потребностей; соотнесенность предлагаемых заданий с практикой реальной жизни;
- возможность реализации общеобразовательной и практической направленности обучения, предусмотренной ФГОС;
- возможность развития обучающихся (в духовно-нравственном, интеллектуально-познавательном, творческом и психофизиологическом планах).
Содержание учебных заданий в учебниках представлено на базовом уровне, но для учащихся с более высоким уровнем подготовки и общего развития предлагаются также задания повышенного уровня, которые выполняются строго по желанию и отмечены в учебнике специальным значком. В целом в учебниках реализован вариативный и разноуровневый подход к обучению, который заложен в специально подобранных вариантах заданий, различающихся по:
- уровню интеллектуальной или технологической сложности,
- трудоемкости,
- интересам,
- ресурсному обеспечению,
- количеству исполнителей.
Предусмотренные в учебниках творческие и проектные работы отражают основную проблематику содержания учебного предмета на определенной ступени, предполагают творческую переработку и систематизацию полученных знаний и умений. Все творческие и проектные задания разработаны на основе психологической теории творчества и развития мышления и органично включены в общую систему освоения учебного курса.
Методический аппарат учебного комплекта разработан на основе методов развивающего обучения и современных практико- и личностноориентированных педагогических технологий. В целом в основу овладения необходимыми технологическими процессами положены методы проектно-исследовательской деятельности. В подавляющем большинстве случаев учебник не диктует готовых решений, а учит размышлять, сравнивать, сопоставлять информацию, задумываться над ней и делать выводы, искать и находить правильное решение. Такой подход предпринят в рамках всех разделов и тем с целью повышения уровня сознательности и творческой самостоятельности обучающихся. Упражнения и учебно-практические работы по строго заданным инструкциям предлагается в тех случаях, когда это наиболее целесообразно; в основном это касается ситуаций, когда необходима прямая трансляция конкретных знаний или обучение конкретным способам работы, а поиск собственного решения не имеет смысла.
Методический аппарат каждого учебника программирует организацию процесса обучения, задает направление работы на уроке – что в значительной мере облегчает учителю подготовку к уроку и его проведение. Методическое оснащение обеспечивает все этапы урока; оно включает:
- вопросы для обсуждения при постановке проблемы;
- варианты альтернативных ответов и суждений по заданным вопросам – как опору для организации творческого эвристического обсуждения;
- инструкции по выполнению работы;
- задания для анализа информации;
- вопросы и задания для самопроверки;
- творческие задания.
Презентации
Мир технологий: прошлое-настоящее-будущее (тексты)
Мир технологий: прошлое-настоящее-будущее (презентация)
Дом начинается с хозяина (текст)
Дом начинается с хозяина (презентация)
Внешность (текст)
Внешность – визитная карточка человека (презентация)
|